Synthetic Morphology

Объект, 2024

Проект Synthetic Morphology это исследование в области альтернативной архитектуры тела. Разработка и применение в перформансе носимых роботизированных протезов (тентаклей), управляемых через специально разработанный интерфейс. Авторы проекта задаются вопросами: как при помощи искусства и технологий вообразить альтернативные «природы», «техники» и «тела», которые помогут наглядно проявить серые зоны нормативности? Как такое знание может способствовать созданию более дружелюбного общества, где смогут жить «совместно» не только разные «типы» людей, но и другие виды? Так же в работе обсуждается проблема бинарных оппозиций, лежащих в основе конструирования «западной» картины мира: «человеческое / нечеловеческое», «природное / культурное», «естественное / искусственное», «нормальное / патологическое». Такие категории избыточно возникают там, где есть человеческое мышление и потребность в самоидентификации.
Но что такое вообще человек? Не существует безусловного и универсального понятия человека, от которого бы можно было отталкиваться как от неизменной точки отсчета. Любое понятие – обусловленный продукт конкретного общества, дискурса и исторической ситуации, а значит предмет и причина разногласий. «Человек» – это ответ на вопрос о том, «как» существовать, а не «кто» существует. На него мы как конечные существа вынуждены отвечать снова и снова, поскольку нет ни врожденного, ни окончательного ответа. «Человек» исчезает и изобретается заново, это постоянная метаморфоза: Где тело заканчивается? Совпадает ли его физическая граница с функциональной? Насколько граница тела проницаема и трансформируема? Какую роль технологии и фармакология играют в установлении и поддержании этой границы? Понимать ли тело как автономную вещь, вложенную в среду, или как продукт среды? Как воспринимать принципиальную гетерогенность тела, в состав которого входит множество иных организмов? Как соотносятся в теле естественное и искусственное, данное и изменяемое?
Перформанс: звук (Дмитрий Мазуров, композитор; Роман Малявкин, аккордеон): хореография (Соня Голомолзина, постановка; Анстасия Алёхина, исполнение).

Технический партнер: «Лаборатория Касперского».
При поддержке Фонда Норпексаль + музей PERMM.
Анастасия Алёхина (концепция, дизайн, электроника), Лев Лосев (3D моделирование, механика), Михаил Тарбеев (инженерная поддержка, программинг), Катя Молчанова (инфографика).
Благодарности: Александр Писарев (помощь с теоретическими источниками), Дмитрий Булатов (куратор), Благотворительный фонд «Люди Будущего» (организация диалога с сообществом людей с протезированием), Людмила Алябьева (поддержка и организация мероприятий, посвященных теме протезов в культуре, искусстве и дизайне).

Полный текст см.: Алехина А.А., Писарев А.А. Art&Science и постгуманизм: технонаука, эстетика и телесность // Наука телевидения. 2023. 19 (3). С.43–67. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2023-19.3-43-67. EDN: ABXJZX